К вопросу о женском служении в евангельских общинах

Анара НЕСИПБЕКОВА

Бакалавр социальной работы (B.S.W.) (Кишиневский теолого-педагогический колледж). Координатор женского служения в Средней Азии. Душепопечитель, организатор конференций и семинаров. Вместе с мужем воспитывает 4 детей. Проживает в США.

Какова роль женщины в церковном служении? Есть ли для неё место в евангельских церквях? С какими проблемами сталкивается сестерское служение в общинах?

Мне приходилось  жить  в разных странах и культурных контекстах. Пришлось также сталкиваться с многими верующими женщинами, воспитанными в разных культурах. У меня много подруг из разных стран мира. Общение с ними – это всегда что-то особенное. Каждая из них уникальна.

“Я была свидетелем многих случаев несправедливого отношения и даже дискриминации женщин.”

Бог призвал меня служить женщинам, помогая им стать целостными (whole) и достигать своего потенциала во Христе. За годы служения им в разных странах Азии, Европы и Америки, я была свидетелем многих случаев несправедливого отношения и даже дискриминации женщин, которые, к сожалению, имеют место в наших постсоветских церковных кругах. Если говорить о духовно-богословской составляющей вопроса, то корни дискриминации слабого пола уходят в далекое прошлое, т.е. во времена, когда грех вошел в мир через наших прародителей. В культурном плане, хотелось бы отметить то, что контекст и культура общества, в котором существует церковь, оказывает решающее влияние на внутрицерковные межличностные отношения, в том числе и на отношение к женщине.

К примеру, из-за того, что я родилась и выросла в преимущественно исламском контексте, я предполагала, что термин “помощница”, применяемый по-отношению к женщине, означал ее более низкое положение по-отношению к статусу мужчины. Однако Библия имеет в виду совершенно другое. Вики Крафт в книге “Пусть женщин наставляют женщины” пишет: “Назначение женщины отличается от предназначения мужчины в совершенно ином смысле. Господь создает для мужчины “помощника подобного ему”. (Быт.2:20) Довольно часто в постсоветской церковной культуре предназначение женщины описывается не совсем верно. Помощник – не значит что-то низкое. Термин Ezer (“помощник” на древнеевр.) также употребляется по отношению к Яхве, который помогает человеку. В этом смысле, конечно, не низший помогает высшему по статусу, но совершенно наоборот – Творец Вселенной приходит на помощь Своему творению. Ezer применяется в контексте взаимоотношений и скорее означает “помощь, без которой её получатель не будет являться полноценным”.

Несколько лет тому назад, на одной международной конференции, представители органов власти одной из Западных стран интересовались у меня насчет прав женщин в странах Средней Азии. Им было интересно, как закон защищает (или не защищает) женщину-среднеазиатку. Пока я отвечала на вопросы, я задумалась, и, вспомнив мельком “Декларацию о правах человека” ООН (1948 года), я с ужасом подумала о том, что в нигде в моей стране не были так попраны права женщины как личности и человека, как в моей родной церкви.

“Я не имела право на свое мнение, даже если оно было верным.”

Казахстан – многонациональная и разнородная в культурном отношении страна, в которой проживают представители более 130 национальностей, однако нигде мне не давали настолько сильно почувствовать то, что я – азиатка и, следовательно та, которая не заслуживает большего доверия, как в церкви. Я полагаю, что ко мне отнеслись так, поскольку я не принадлежала к расовому большинству и являлась женщиной. Я не имела право на свое мнение, даже если оно было верным. Приоритет отдавался мнению мужчин, даже если оно не имело под собой никакого основания.

Как выходец из мусульманской культуры, я знала, что, если в семье мужчина время от времени избивает женщину, то для нее нет никакого другого выбора, за исключением смирения и подчинения своей участи. “Родилась женщиной, поэтому терпи”, – считают многие. Но неужели женщина должна терпеть всякого рода унижения только потому что она родилась таковой (как, к примеру, собака родилась собакой)?

Я полагала, что подобное отношение к женщине встречается в мусульманской среде только, но каково было мое удивление, когда в церкви, “невесте Иисуса Христа”, искупленной Его кровью, я обнаружила сходное отношение к лицам женского пола, так сказать “сестрам в Христе”. Не менее удивилась я, слушая проповедь с кафедры, в которой пастор утверждал, что “если муж бьет свою жену лопатой, то она должна благодарить Бога за такую участь”.

“Женщине порой бывает невыносимо тесно в церкви.”

Женщине порой бывает невыносимо тесно в церкви. К примеру, существует распространенное мнение  о том, что если у женщины нет музыкального слуха и она не может быть участником хорового служения или, к примеру, преподавать в воскресной школе детям, то ей ничего не остается, как сидеть “в рядах”, будучи обычной воскресной прихожанкой. Служения в церкви, в основном, заняты мужчинами. Мало кто согласится помочь женщине обнаружить ее дар и найдет для нее место в служении. Но, позвольте, разве так должно функционировать Тело Христово? Не состоит ли оно и из мужчин, и из женщин? Если это так, то справедливо ли отказывать женщине в проявлении ее даров, которыми ее наделил Сам Бог? Конечно же, нет. Апостол Павел писал Галатам: “Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе». (Гал.3:28)

Я думаю, что именно по причине дискриминации женщины чувствуют себя одинокими в постсоветских евангельских общинах. Проводя конференции для женщин-выходцев из СССР, я часто вижу их усталые и измученные лица. К сожалению, сестры во Христе не встречают должного отношения к себе и элементарного понимания ни в церкви, ни в семье. К сожалению, слова апостола Павла о “молчании женщины” (1Кор.14:34) во многих евангельских церквях используется в качестве инструмента дискриминации слабого пола.

К сожалению мы являемся продуктами советской системы. Атеистическое государство, закрыв возможность для обучения верующих в библейских школах и семинариях, лишила евангельские церкви развития служения душепопечительства. Если подобное служение и существовало в советский период, то в самой что ни на есть элементарной и примитивной форме, причем осуществляли его опять-таки мужчины. Но как мужчина может помочь женщине? Разве он способен понять ее проблемы, помочь справиться с послеродовой депрессией, физиологическими проблемами, гормональными изменениями в организме и др.? Может ли он понять ее в период климакса или в тот момент, когда она эмоционально перегружена? Может ли мужчина (даже если он и пастор “со стажем”) адекватно понять многодетную женщину, которая потеряла силы и здоровте в процессе ухода за детьми? Мне кажется, что любой женщине понятно, что только мы, сестры во Христе, можем выслушать и предложить адекватную помощь друг другу.

“Молись, сестра, смиряйся. Бог все усмотрит”.

После коллапса СССР, в церкви пришло много эмоционально и душевно израненных людей, которые нуждались в заботе и исцелении. Говоря клиническим языком, они нуждались в “срочной реанимации”. К глубокому сожалению, не везде церковь была готова выйти навстречу таким людям. В то время, как страждущим нужно было внимание, требовалось их выслушать и поддержать, духовные лица отсылали приходящих со словами: “Молись, сестра, смиряйся. Бог все усмотрит”. В подавляющем большинстве случаев женщины уходили, не получив профессиональной, да и духовной поддержки. Порой, вместо того, чтобы выслушать и помочь, пасторы “ударялись” в критику, непринятие и осуждение, во мгновение предъявляя женщине претензии и “бия ее Писанием по голове”.

Когда женщины – в прошлом мусульманки – приходили в церковь и готовились приять водное крещение, вместо духовного вспоможения в тяжелых обстоятельствах непонимания со стороны мужа и семьи, им в церкви предлагалось “снять серьги” и всё то, что “не славит Господа”. Нужно ли говорить, что, обиженные и непонятые, многие навсегда покидали стены молитвенных домов. Нужно заметить, к стыду, что “по ним в церквях никто и не плакал”.

Эмоционально раненая женщина нуждается в помощи, реабилитации и восстановлении. Неисцеленная женщина остается “душевным инвалидом” на многие годы и не может раскрыть заложенный в нее Богом потенциал. Без исцеления невозможно достичь святости. Страдающая женщина не сможет расти духовно и воспитать полноценных детей, потому что человек не может дать другим того, чего не получил сам. Бытует мнение, что если человек совершил молитву покаяния, то одного этого достаточно для того, чтобы он сам мог справиться с гнетущими его проблемами и стал полноценным. Оно, как мне кажется, ошибочно. Это равносильно тому, если, приехав из родильного дома, мать оставила бы ребенка в кроватке и сказала ему: “Ты родился. Теперь живи самостоятельно”. На самом деле мать прикладывает массу усилий для того, чтобы малыш встал на ноги и начал впоследствии жить самостоятельно.

Нашей дочери было 17 лет, когда она обучалась в христианском колледже в одной из стран СНГ и, соответственно, жила вдали от нас. В этот период мы поняли, как она нуждалась в нас-родителях. Мы поддерживали с ней тесную связь. Дочь писала нам в тяжелое для нее время о том, что тепло нашего дома помогло ей идти по жизни и справиться с теми трудностями, которые возникали на ее пути. Почему? Потому что мы ее принимали такой, какая она есть и любили её. Возможно, нам не все нравилось в стиле ее одежды, манере разговора, однако мы  с мужем радовались, глядя на то, как  радуется жизни она, и плакали, когда плакала она. Для скольких из нас наша родная церковь осталась такой же теплой, родной и принимающей?

“Новообращенная женщина нуждается в процессе постоянного попечения.”

Новообращенная женщина нуждается в процессе постоянного попечения, чтобы стать здоровой, полноценной и приносить плод Богу. Церковь должна стать для нее семьей, ее “вторым домом”. Апостол Павел в письме к Тимофею призывает зрелых женщин наставлять молодых (Тит.2:3-5) именно по этой причине.

Несколько лет назад, когда я работала переводчицей на пасторском факультете Библейского института в Алма-Ате, организованного выпускниками семинарии Джона Мак-Артура, мы с ректором составляли программу для выпуска студентов, и должны были пригласить также и их жен. Тогдамы задумались над тем, чтобы попросить директора программы обучения из США, пастора тысячной церкви, продготовить лекцию-наставление для женщин. Пастор-американец начал свое выступление со следующих слов: “Когда я получил письмо с просьбой выступить перед вами, я попросил свою жену помочь мне. Вот, что она попросила меня передать вам….» Далее он передал то, что попросила сказать женщинам-христианкам его жена. Оказывается, в своей церкви он не наставляет молодых женщин. Это служение исполняют старицы-христианки. (Тит.2:3-5) Несмотря на то, что я была знакома с повелением апостола Павла, меня подобных подход приятно удивил.

“Церковь заботится о вдовах и одиноких женщинах с малыми детьми.”

Насколько великим было мое изумление, когда мы, проживая в Калифорнии, в течение нескольких месяцев посещали церковь Джона Мак-Артура в Калифорнии, и обнаружили, что его церковь заботится о вдовах и одиноких женщинах с малыми детьми (в прямом смысле этого слова), покрывая их ежедневные нужды, если у них нет мужа и ближайших родственников, способных это делать. Я полагала, что это служение осталось в далеком прошлом.

“Женщина может и должна проявлять свои дары в церкви.”

Запрещая женщине служить в церкви, мужчины, да и вся церковь, много теряют. Женщин больше и в количественном отношении (до 70% процентов от численного состава общин), и некоторые виды служения они могут совершать эффективнее, потому что они приносят своим присутствием некую атмосферу тепла и уюта. Женщина может и должна проявлять свои дары в церкви. В.Крафт напоминает о примерах служения женщин: “В Ветхом Завете мы встречаем множество примеров того, как женщины служили Богу. Пример служения в семье – Сарра, жена Авраама. Об этом говорит и апостол Петр: “Также некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям”. ( 1Пет.3:1-5) Сарра – опора Авраама, незаметная, но необходимая. Мариам, «сестра Ааронова», была пророчицей (Исх.15:20-21) … Бог говорит Израилю: «Я послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам». (Мих.6:4) Женщины участвовали в сооружении скинии завета. (см. Исх.35:21-22; 35:25-26)

Мы знаем, что Девора приказала Вараку возглавить армию после того, как он сначала отказался сделать это. Мы помним и то, что она была судьей Израиля (Суд. 4:4) и пророчицей, а также обладала редким поэтическим даром. Благочестивая Анна дала Богу обет (1Цар.1:11) и сдержала его. Младенец Самуил, стал великим пророком и духовным вождем Израиля; он помазал первых Израильских царей. Авигея, жена Навала, нашла в себе мужество увещевать разгневанного Давида. ( 1Цар. 25:14-35) Она спасла свой дом и удержала Давида от совершения кровопролития.

“В Евангелии, я полагаю, присутствует замечательное «равноправие полов».”

В Евангелии, я полагаю, присутствует замечательное «равноправие полов». Мы знаем о двух благовещениях: Захарии (Лк.1:8-24) и Марии. (Лк.1:26-38) В сретении Мессии участвуют Симеон и Анна. О рождении свыше Христос говорит с Никодимом и женщиной-самарянкой. Христа как Сына Божия исповедуют Петр (Мф.16:16) и Марфа (Иоан.11:27). В субботу Иисус исцелил мужчину (Лк.6:6-10) и женщину (Лк.13:10-13). В странствиях Христа сопровождали и мужчины, и женщины. Все это становится еще более поразительным, если принять во внимание традиционное отношение к женщине в новозаветные времена.

“Христос никогда пренебрежительно не отзывался о женщинах.”

Христос никогда пренебрежительно не отзывался о женщинах, не смеялся над ними, но входил в их положение. Неудивительно, поэтому, то, что женщины Его любили. Женщины оставались с Ним вплоть до крестной смерти. Они первыми пришли к Его могиле, став первыми свидетельницами воскресения. Первый человек, которому явился воскресший Христос, была женщина – Мария Магдалина.

Чему может зрелая женщина научить молодую христианку? Она может помочь ей понять, что ни семья, ни карьера не могут сделать ее счастливой, а только глубокие, качественные и полноценные отношения со Христом. Опытные женщины-христианки могут помочь замужней молодой женщине понять, что ей следует исполнять свою роль помощницы, учиться принимать мужа таким, какой он есть и не стараться изменить его, учиться видеть хорошие качества характера в своем муже.

Недавно я проводила семинар в евангельской общине, во время которого я попросила сестер написать пять хороших качеств характера своего мужа. Мне пришлось долго ждать, пока сестры смогли вспомнить и написать всего лишь пять хороших качеств мужа. Когда я их спросила позже, все ответили что, оказывается им “сложно было написать о хорошем”. Именно поэтому апостол Павел пишет Титу, чтобы “старицы вразумляли молодых любить мужей и детей”.

Этому нужно учиться, особенно христианам в церквях в бывшем СССР и эмиграции, поскольку наше общество заражено страстью к критике. Даже в семьях люди редко концентрируют свое внимание на чем-то хорошем, принимая это как должное и подмечая только отрицательное. Мы более привыкли концентрироваться на негативном. Не секрет, что многие семьи евангельских верующих живут в «эмоциональном разводе». Пары отдаляются друг от друга эмоционально, чтобы не чувствовать причиненной друг другу боли.

“Зрелая женщина может учить молодую христианку прощать мужа.”

Зрелая женщина может научить молодую прощать мужа, когда он бывает несправедлив к ней, не накапливая обид годами. Это совсем не значит, что мужчинам-христианам дается “зеленый свет” к тому, чтобы обижать своих жен. К сожалению, бывает, что, если не помочь женщине справиться с обидой на мужа, она будет так и будет жить под давлением эмоционального бремени. Зрелая женщина может стать жилеткой для такой страдающей души и помочь усилием воли прощать все нанесенные обиды, освободиться от груза, который так мешает расти и развиваться. Только зрелая христианка может подсказать молодой женщине, пережившей несправедливое и грубое отношение со стороны мужа, как простить его. Наше решение простить мужей должно основываться на принципе Божьего прощения. Оно было дано нам, несмотря на то, что мы меньше всего этого заслуживали. (Рим.5:8)

Важно, чтобы зрелая женщина, наставляющая молодую, сохраняла конфиденциальность. Во время одной из конференций, молодая сестра во Христе задала мне такой вопрос: “К кому я могу подойти в церкви и получить совет?” Во время общей дискуссии многие молодые женщины утверждали, что не знают, к кому в церкви обратиться за помощью, так как их проблемы моментально становятся известными практически всем членам общины. Из-за того, что в церквях не соблюдается принцип конфиденциальности, члены общин обращаются за помощью лишь в крайнем случае, часто когда от брака остаются лишь руины.

“Многие женщины … не наставлены во многих элементарных доктринах веры.”

Многие женщины недостаточно хорошо знают Библию, не наставлены во многих элементарных доктринах веры. Обычно во время конференций и семинаров я задаю много вопросов, но мало кто из женщин может дать правильный ответ. К сожалению, я постоянно убеждаюсь в том, что люди с советским прошлым не научены думать, размышлять, анализировать. Ещё одно удивительное наблюдение состоит в том, что  многие сестры не научены “питаться” библейски обоснованной экспозиционной проповедью, а просят постоянно приводить примеры из личной жизни, которые, порой, оказваются не совсем правдивыми при тщательном анализе. Следует признать, что нас способен изменить только Бог через Слово. Другого спасительного пути не существует.

Полагаю, что каждая женщина-христианка нуждается в наставнице, которая хорошо бы знала Писание, жила и поступала по вере. (Тит.2:1) С одной стороны, важна “теоретическая” составляющая веры – знание Библии и христианских доктрин, так как любое лжеучение способно увести нас в сторону от Господа. Поэтому, написав Титу следующие слова: “Говори то, что сообразно с здравым учением”, апостол Павел поставил во главу угла именно верное исповедание. С другой стороны, важно практическое применение принципов Писания в жизни, выработка модели поведения, в которой могла бы отражаться личность Господа Христа. Апостол Павел пишет Титу: “Чтобы старицы … вразумляли молодых” (Тит.2:3-4). Тит не должен был “вразумлять молодых” сам, но должен был научить стариц, чтобы они впоследствии смогли учить молодых христианок.

“У меня самой есть наставница преклонного возраста.”

Не секрет для многих молодых замужних женщин, что в браке без терпения не обойтись. Кто же сможет научить молодых и неопытных женщин, как не те, которым пришлось раньше самим учиться добродетели терпения, а также тому, как любить мужа, воспитывать детей и вести домашнее хозяйство. У меня самой есть наставница преклонного возраста. Она сама воспитала нескольких детей-христиан. Несмотря на то, что она сейчас проживает далеко, мы часть общаемся в сети Интернет. Она с кротостью подсказывает мне, как справиться с жизненными проблемами, с которыми я не сталкивалась ранее. Я могу с ней просто поговорить, помолиться вместе, и тем самым обрести облегчение, когда переживаю сложные периоды в жизни. В результате, я замечаю, что у меня появляется больше терпения, и я воздерживаюсь от того, чтобы показывать свое недовольство перед мужем, или критиковать его за что-то. Критика в браке, как правило, разрушительна и ничего хорошего не приносит. “Там, где присутствует критика, нет любви”.

Мы много раз переезжали на новое место жительства, и каждый раз я старалась находить для себя зрелую наставницу-христианку, которая помогала мне справиться с ситуациями, возникавшими в отношениях с мужем и детьми. Д-р Джек Доминьен использует современную терминологию, когда пишет о том, что муж и жена должны обеспечивать друг друга средствами (1) «жизнеобеспечения» ( поддерживая и «лелея» друг друга), (2) «здравоохранения» ( так как жизнь в браке – это наилучшая обстановка, в которой могут быть исцелены раны раннего детства) и (3) «развития» или реализации (стимулируя друг друга для развития индивидуального потенциала каждого и становления каждого как зрелой личности).

В свое время я защитила дипломную работу по теме: «Супружеские конфликты и их решение с библейской перспективы» в христианском вузе. Исследуя причины конфликтов в браке, я обнаружила следующие причины их возникновения: (1) отсутствие библейского фундамента, (2) нереальные ожидания от супруга, (3) взаимные обвинения из-за отстутствия планирования времени и финансовых затрат и (4) невнимательность к личной и семейной истории супруга. Кроме того, в ходе исследования я пришла  к выводу о том, что одна из основных причин возникновения проблем в браке – недостаток церковных образовательных программ для разных возрастных категорий, а также полное или частичное отсутствие в церкви служения на основании Тит.2:3-5.  Эту нишу может заполнить служение женского наставничества.

“Зрелая женщина-христианка может обучить молодую замужнюю женщину планированию семейного бюджета.”

К примеру, зрелая женщина-христианка может обучить молодую замужнюю женщину планированию семейного бюджета и экономии. Зачастую финансовому вопросу в общинах уделяется недостаточно времени и внимания (за исключением вопроса добровольных пожертвований на нужды церкви), однако это важная часть жизни. Если научить женщину правильно распоряжаться денежными средствами, это позволит решить многие проблемы в семье. Довольство тем, что имеешь называется в 1 Послании к Тимофею 6:6 “великим приобретением”. Джон Мак-Артур отмечает: “Испытания смиряют нас, всех делают равными перед Богом, вынуждают уповать на Него. Богатство не приближает нас к Богу, как и бедность не отдаляет от Него”.

Недавно в России отошла к Господу сестра во Христе – близкий друг нашей семьи. Она болела раком. Муж, который вел распутный образ жизни, принял решение оставить ее и двух детей. Боль этой женщины невозможно себе представить. К сожалению, у нее не было близкой подруги-наставницы, с которой она могла бы поделиться своим горем. Некому было ободрить страждущую. К сожалению, в наших общинах, из-за риска распространения информации ввиду отсутствия конфиденциальности мы предпочитаем “не выносить сор из избы”. Новый Завет призывает нас в любви “носить бремена друг друга”. Фраза “друг-друга” в разных контекстах встречается в Новом Завете более восьмидесяти раз.

Современные исследвания в области медицины указывают на то, что стресс и эмоциональные потрясения являются основной причиной начала серьезных заболеваний. Мы нуждаемся в том, чтобы нас кто-то выслушал, вовремя научил и подсказал. В ритме современной жизни очень трудно найти близкую подругу, у которой было бы для вас время. Если раньше женщины общались теснее: вместе шили, пряли и пекли пироги, при этом учась друг у друга, то сейчас об этом можно только мечтать. Западный индивидуализм и захватывающий дух ритм жизни способствует все большему отдалению людей друг от друга. Если раньше основным добытчиком в семье был мужчина, то сейчас и женщина бывает столь загруженной, что не может не приносить в дом груз внешних проблем.

“Церковь должна стать тем островком, где женщина могла бы найти покой душе и своевременную помощь.”

Каждая поместная церковь должна стать тем островком, где женщина могла бы найти покой душе и своевременную помощь. Также важно обращаться к профессиональным душепопечителям и христианским психологам, которые помогут увидеть первопричину возникших проблем.

Когда мы заболеваем физически, мы стараемся интересоваться и узнать больше информации о квалифицированном враче, который смог бы нам помочь, поставив диагноз и назначив правильное лечение. Опытный врач видит состояние пациента в целом  (Holistic Approach). Он обнаруживает первопричину болезни. Медицинское обследование помогает ему подтвердить диагноз и помочь пациенту. Насколько же важно также в вопросах состояния души обращаться к квалифицированному специалисту, душепопечителю или христианскому психологу, имеющему образование,  а также практический опыт в разрешении подобных проблем. Также может помочь беседа с духовно зрелой женщиной-христианкой, которая способна увидеть проблему в целом, а также  помочь молодой христианке пересмотреть некоторые жизненные ценности. Не секрет, что зачастую причиной внутренних конфликтов являются именно неправильно поставленные приоритеты.

“Женскому служению в церкви всегда должно быть место.”

Женскому служению в церкви всегда должно быть место. Это верно согласно Библии. Жизненный опыт также говорит о верной постановке данного вопроса. Женщины – неотъемлемая часть церкви и дискриминация в отношении их неприемлема. Служение женского наставничества нуждается в развитии и поддержке, если мы хотим, чтобы церковь Иисуса Христа была здоровым и растущим организмом.

“Христианский мегаполис”

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

w

Connecting to %s