Должен ли православный верующий поддерживать путинскую власть?

Как православный верующий, прихожанин Русской православной церкви Московского патриархата, и просто житель России, которому не безразлична судьба своей страны и своего народа, я часто обращаю внимание на то, что для оправдания своих преступных действий, лжи, несправедливости, репрессий и некомпетентности современная власть очень часто апеллирует к Православию, к Церкви, в различным мифологемам о «духовности», «Святой Руси» и уже набившим оскомину «духовным скрепам», которые в их исполнении на самом деле не имеют ни малейшего отношения ни к православной вере, ни к Церкви как таковой.

«Религиозная карта» используется как ширма и для авторитарных и клептократических методов управления внутри страны, и для оправдания авантюрных, волюнтаристских и просто преступных неоколониальных действий во внешней политике, а любое активное противопоставление данным действиям порицается не только с точки зрения псевдо-правового этатистского фетишизма, но и религиозной точки зрения.

Упорно постулируется тезис о невозможности для православного человека участвовать в протестах против власти, а также постоянно муссируется миф о том, что «вся власть от Бога».

Таким образом, Русская православная церковь вместо независимого морального авторитета превращается в какой-то обновленный вариант синодальной церкви, занимающийся идеологическим оправданием и обслуживанием действий удерживающих власть, прославляющей или проклинающей то, на что укажут светские власти. Примером этого может являться как ситуация в Украине, так и публичные одобрения Патриарха Кирилла и ряда других церковных спикеров действий ВКС России в Сирии.

Вызывает недоумение, что часть граждан, считающих себя православными верующими, одобряют подобные сомнительные действия власти, и, кроме того, вплетают в свое понимание православной веры принципиальную невозможность для православного активного протеста против власти. В некоторых случаях это можно было бы списать на недостаточную информированность или осведомленность части широких слоев граждан, однако зачастую и образованные, казалось бы, верующие, активно поддерживают такую позицию, с переменным успехом «подкрепляя её» своим толкованием Священного Предания.

Еще большее недоумение вызывает тот факт, что данных верующих абсолютно не смущает очевидный факт того, что в большинстве своем власть-имущие в реальности не относятся к Православной Церкви как к богочеловеческому институту, далеки по своему образу жизни от воцерковленности, в реальности не интересуются и не воспринимают всерьёз догматы ее веры в их полноте. Хуже того, в отдельных случаях являются откровенными преступниками, убийцами или мошенниками, арестовываются впоследствии органами МВД или Следственным Комитетом. Однако это не мешает функционерам и аппаратчикам РПЦ взаимодействовать с ними, когда им это выгодно, одаривать их орденами или наградами, в обмен на щедрые подарки, с помощью которых те, очевидно, решили «замаливать свои грехи». Этот ли опыт Византии нам нужен?

Почему православному можно и нужно противостоять лжи и преступлениям власти

Ряд официозных спикеров РПЦ, будь то Владимир Легойда или Сергей Худиев, обильно заполняют свои страницы в социальных сетях и прочих блогах различными текстами публицистского содержания, обличающих «революционеров», «любителей майданов» и прочих «неразумных бунтовщиков», обличая их в одержимости, в прелести, в необъективности и в прочих пороках.

При этом замалчивается возможность реальных и объективных злоупотреблений власти, вызывающих общественный гнев. Все списывается на субъективное восприятие реальности «революционерами», их эмоциональность, которые противопоставляются «мудрости» и «сдержанности» «охранителей», а возможность активного протеста отметается как якобы совершенно неподобающая для православных верующих. Политическая ангажированность спикеров иногда более, иногда менее умело маскируется переходами на личностный уровень («посмотрите сначала на свои грехи», «революционеры подвержены страстям!»), что, разумеется, адресуется условным «революционерам», а не власти или их приспешникам.

Что ж, это можно оставить на совести церковных спикеров. Каждый православный верующий при этом должен разобраться для себя, как относиться к окружающей нас действительности и как действовать в ней. Может ли православный выступать против действующей власти? Может ли он делать это не молчаливо, а активно обличая её преступления и несправедливость по отношению к людям? Может ли православный принимать активные действия в противопоставлении этой власти, в протестах и подобных акциях? Ответ на этот вопрос – да, да и еще раз да. Более того, православный верующий, видящий как на его глазах совершается преступление или иная несправедливость, со стороны государства или кого-либо еще – не должен оставаться к этому безучастным.

Из чего же это следует? Прежде чем перевести аргументацию в русло ссылок на многочисленные более или менее кодифицированные источники, – это следует из самой сути и существа Православной веры, которая делает невозможным безучастие и соглашательство со злом, с ложью, с произволом и несправедливостью, исходит ли оно от власть-имущих или от кого-либо еще.

Обратимся к основам социальной концепции Русской Православной Церкви, к документу, который носит хоть и вводный, компромиссный характер, но дает нам некоторое представление об основах возможного взаимодействия Церкви и светских властей в современных условиях. Помимо классических позиций о необходимости существования земных властей, ввиду необходимости государства ограничивать зло, в основах концепции мы находим в противовес и ряд других утверждений, касаемо природы этих отношений: «…христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания. По учению Церкви, сама власть также не вправе асболютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупотреблениям властью и даже к обожествлению властителей. Государство, как и иные человеческие учреждения, пусть даже и направленные на благо, может иметь тенденцию к превращению в самодовлеющий институт. Многочисленные исторические примеры такого превращения показывают, что в этом случае государство теряет свое подлинное предназначение»,

«Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению».

Данный отрывок из основ социальной концепции гораздо более интересен, чем интеллектуальные упражнения в рамках «партийной линии» товарищей Легойды и Худиева. Хотя, разумеется, им и на это нашлось бы что ответить. Наверняка, мы бы услышали в ответ, что это касается только случаев, когда государство принуждает граждан к греховным и душевновредным деяниям, а сейчас такого якобы и нет. Действительно ли их нет?

Стоит ли долго думать, чтобы понять: греховно ли или душевновредно ли отправлять своих граждан с оружием воевать в соседнее государство, «отжимая» территорию этого государства, убивая там людей, прикрываясь тоннами лжи и дезинформации? Не душевновредно ли принуждать тысячи «журналистов» плодить ложь в промышленных масштабах, подстрекая других граждан ехать в другие страны убивать людей непонятно ради чего? Не душевновредно ли принуждать тысячи людей в избирательных комиссиях вновь и вновь лгать, жульничать, мошенничать, – лишь чтобы позволить нынешней земной власти самосохраниться как можно дольше. Не душевновредно ли принуждать сотни или тысячи сотрудников и гос. служащих совершенно безосновательно и несправедливо бить мирных граждан, задерживать их, бросать их в тюрьмы по абсолютно смехотворным обвинениям, вынуждать их ежедневно клеветать, лгать и лжесвидетельствовать? Думаю, каждый сам способен ответить на этот вопрос, есть ли у православных людей основания для гражданского неповиновению, обращению в международные инстанции и применения народовластия.

Любая ли власть от Бога?

Уже вошла в обиход фраза из неудачного синодального перевода Писания на русский язык, которая, как утверждается, постулирует, что «вся власть от Бога» или «нет власти не от Бога». Читатель может с интересом ознакомиться с тем, сколько копий сломано и сколько споров было о правильном переводе и понимании этой фразы. Что же можно сказать об этом. Власть, как институт, – разумеется, от Бога, как и все другое в этом мире – создано по Его воле или попущению. Однако Писание не утверждает, что любой властитель и его действия – правильные и справедливые, как и не утверждает Писание, и что их действиям никогда нельзя противостоять. Да, Писание содержит указание на повиновение властям, христиане Римской Империи всегда были законопослушными гражданами, служили в армии, платили налоги. Однако Писание знает и примеры неповиновения властям, когда их действия или требования противоречили убеждениям и принципам христианина, когда христиане пытались силой остановить гладиаторские бои, выбегая прямо на арену, хотя формально это было «незаконно», и многие другие.

Как часто указывают православные богословы, для правильного понимание православного вероучения, Писание следует толковать в лоне церковной традиции и церковного Предания, которое во многом состоит из толкований Святых Отцов, прославленных Церковью.

«Итак, при отсутствии справедливости, что такое государства, как не большие разбойничьи шайки; так как и сами разбойничьи шайки есть не что иное, как государства в миниатюре. И они также представляют собою общества людей, управляются властью начальника, связаны обоюдным соглашением и делят добычу по добровольно установленному закону. Когда подобная шайка потерянных людей возрастает до таких размеров, что захватывает области, основывает оседлые жилища, овладевает городами, подчиняет своей власти народы, тогда она открыто принимает название государства, которое уже вполне присваивает ей не подавленная жадность, а приобретенная безнаказанность. Прекрасно и верно ответил Александру Великому один пойманный пират Когда царь спросил его, какое право имеет он грабить на море, тот дерзко отвечал: «Такое же, какое и ты: но поскольку я делаю это на небольшом судне, меня называют разбойником; ты же располагаешь огромным флотом, и потому тебя величают императором»”.

Блж. Августин “О Граде Божием”, кн. 4, гл. 4

«Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает апостол. У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, – все это я называю делом Божьей Премудрости»

Святитель Иоанн Златоуст, Беседы на Послание к Римлянам.

«Начальники и владыки имеют власть только над телом, а не над душою; посему, если повелевают сделать убийство или что-нибудь незаконное, несправедливое, вредное для души, то не должно повиноваться им, хотя бы они терзали тело»… (Из книги святителя и исповедника Василия, епископа Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка»; Глава 12, ст. 13 – 17).

«Не следует подчиняться начальникам, если это ведет к противлению заповедям Божиим. Следует, однако, знать, что божественный апостол ставит начальство и подчинение ему в зависимость от провидения Божия, а не говорит, что тот или иной человек поставлен Богом для управления. Ведь не власть неправедных от поставления Бога, но устроение самой этой власти…»

Блж. Феодорит Кирский, Толкования на послания святого Павла.

«Что ты говоришь? Неужели всякий начальник поставлен Богом? – Не то говорю я, – отвечает. У меня теперь слово не о каждом начальнике в отдельности, но о самом начальстве»

Блж. Феофилакт Болгарский, Толкования на послание к Римлянам

Православные верующие не должны допустить, чтобы Русская православная церковь вновь вернулась в синодальный период и стала каким-то идеологическим приложением к государственному аппарату. Церковь – богочеловеческий организм, столп и утверждение Истины, нравственный компас, который не может покрывать и оправдывать ложь, преступления, произвол, не может заниматься соглашательством, служить одновременно двух господам, как свет не может сосуществовать с тьмой.

Кажется удручающей и недопустимой также в последние годы сложившаяся в РПЦ система, при которой абсолютную власть в ней держит лишь узкий круг епископов, имеющих чрезмерно большие полномочия в Церкви и зачастую низкий нравственный авторитет среди паствы, недостаточные знания и образование. Миряне должны иметь большие возможности для участия в жизни церкви, в том числе в принятии решений, а не выступать лишь в роли «доенной коровы» для околоцерковного аппарата. Представляется удивительным, что такие важные вопросы, как разрыв отношений с Церковью-матерью решаются в узком кругу епископов, а не на поместном соборе, на которым должны быть представлены и иметь право голоса и священники, и миряне.

Православные не должны оправдывать произвол репрессивных органов

Из личного общения с людьми, называющими себя православными, я к огромному удивлению зачастую встречаю среди них тех, кто оправдывает действия властей, направленных на задержания, избиение, кидание в застенки граждан, которые принимали участие в недавних акциях протеста в Москве и в других городах России.

Такая позиция не может вызывать недоумения, даже если предположить, что она вызвана недостаточной информированностью о тех событиях, либо осознанным отказом вникать в детали вменяемой этим гражданам вины, принятием на веру извращенного и расширительного толкование норм «закона» власть-имущими.

Также хотелось бы отметить, что в этих акциях протеста принимали участие также и много православных верующих, а один из них, Алексей Миняйло, долго занимавшийся также благотворительностью, а также проповедовавший православную веру, сейчас находится в СИЗО по абсурдному обвинению в «участии в массовых беспорядках».

Чем же объясняют или оправдывают данные «верующие», столь одобрительно высказывающиеся о действиях властей, избиении людей, кидании их в застенки?

1) «Митинг был незаконный»

Если бы я был юристом, я бы порекомендовал гражданам, утверждающим нечто подобное, ознакомиться с постановлением пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. № 28 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях”:

«В соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Судам необходимо учитывать, что неудобства, вызываемые проведением публичного мероприятия, для граждан, не участвующих в нем, а также предположения органа публичной власти о возможности возникновения указанных неудобств сами по себе не могут являться уважительной причиной для изменения места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Например, неудобства, связанные с необходимостью временного изменения маршрутов движения транспорта, помехи движению пешеходов не могут расцениваться в качестве уважительной причины предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, если условия дорожного движения и поведение всех участников этого движения будут находиться в пределах допустимых норм и не будут способствовать возникновению дорожно-транспортных происшествий».

Вместе с огромной прецедентной практикой Европейского суда по правам человека, которая также является частью правовой системы России, для любого вникнувшего в эту тему станет очевидно, что за исключением редких случаев, когда проведение акции в заявленном месте запрещено (Красная площадь, атомные электростанции, и ряд других мест, чей исчерпывающий список изложен в законодательстве), – мэрия не может «не согласовать» заявленную публичную акцию, не может произвольно изменить время или место ее проведения или «запретить ее», т.к. ее проведение носит уведомительных характер. В связи с этим, «запрет» акций, равно как и ее разгоны, задержания людей полицией – незаконны и необоснованны, эта практика вызвана лишь административным интересом властей, абсолютно извращенном и расширительным толкованием Федерального закона о публичных мероприятиях, а также о деформированной системой правосудия в России.

Но ведь дело не только в законе и его сухом толковании, верно?

«Православные верующие», если их можно так назвать, оправдывают действия власти, называя действия протестующих «провокационными».

Это утверждение просто смешно для того, кто утверждает, что он следует за Христом, Которого обвиняли в нарушении «закона», «провокационности», а еще в «оскорблении чувств верующих», а также в итоге казнили по обвинению, как сейчас сказали бы, в «покушении на свержение государственного строя».

Стоит ли объяснять, что через некоторое время выносящие ныне решения правители сами могут предстать беззаконными, нарушающими закон, выносящими неправосудные и несправедливые решения. Интересно, что тогда будут говорить такие «православные».

Подытожим. Православный верующий не может поддерживать власть, которая вторгается в соседние страны, вероломно отнимает территории, убивает там людей, прикрываясь при этом лживыми предлогами. Не может он поддерживать и власть, которая лжет в огромных масштабах, мучает и преследует людей в целях самоконсервации или каких-либо иных. Православные верующие могут и должны выступать против подобных властей и их действий, в ином случае они перестают быть православными, ибо соглашательство с преступлениями, кричащей ложью – несовместимо с сущностью и сутью православного вероучения.

Михаил Малинин,
г. Ярославль

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s